Покупатель должен знать свои права



Текст закона «О защите прав потребителя» имеется практически в каждом магазине, но вряд ли кто-то из нас, покупателей, его изучал, хотя каждый наверняка попадал в неприятные ситуации. Но кто предупрежден, тот вооружен. Вооружитесь и вы самыми необходимыми знаниями о своих правах в качестве покупателей – юридическая грамотность поможет вам защитить свои права.

Камера хранения при входе в торговый зал

Требование оставлять свои вещи в камере хранения незаконно: воспользоваться или нет камерой хранения, зависит только от вашего желания (ст. 421 ГК РФ).

Если же вы воспользуетесь камерой хранения, то вся ответственность за сохранность ваших вещей лежит на администрации магазина, несмотря на частые объявления, что она такой ответственности не несет (ст. 901 ГК РФ).

На кассе

Если у кассира нет сдачи, вы не обязаны сами искать размен крупной купюры – администрация магазина должна позаботиться, чтобы в кассе было достаточно разменной монеты (ст. 426 ГК РФ).

Кассир не имеет права отказываться принимать купюру, мотивируя это тем, что она грязная, мятая, надорванная, с оторванными уголками и т.п. Банк России (Указания от 26.12. 2006 г. N 1778-У) обязал принимать подобные купюры в любой торговой точке.

Если при оплате товара выясняется, что его цена выше той, что указана на ценнике, то ваше право требовать, чтобы вам продали его по заявленной цене согласно ст.10 и 12 Закона «О защите прав потребителей». Скорее всего, администрация найдет оправдания (вовремя не заменили ценник, сдвинули и т.п.). Тогда вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор, и на основании ст. 14.8 КоАП РФ дирекция магазина будет привлечена к административной ответственности.

Просроченный товар

Если вы обнаружили в продаже товар, у которого истек срок годности, сотрудник магазина обязан его сразу же убрать. Во избежание подобных случаев стоит потребовать Книгу жалоб и предложений и сделать там соответствующую запись. При проверке магазина Роспотребнадзором она не останется незамеченной. Согласно ст. 14.4 КоАП РФ, за торговлю просрочкой магазин может быть оштрафован на сумму от 3 тыс. до 30 тыс. рублей.

Охранники

Охранники магазина не правомочны обыскивать покупателей даже при подозрении на воровство. Максимум, что они могут сделать: предложить вызвать полицию либо попросить предъявить покупки для досмотра добровольно (ст. 27.7 КоАП РФ). Если дойдет до вызова полиции, то помните, что при проведении личного досмотра и сотрудник полиции, и обязательно присутствующие при этом двое понятых должны быть того же пола, что и досматриваемый/ая, а процедура должна быть запротоколирована.

Случайная порча товара

Если покупатель случайно задел какой-либо товар (чаще всего это бывает с продуктами в стеклянной таре), и тот разбился, то покупатель не обязан его оплачивать. Согласно ст. 211 ГК РФ, доводами в его пользу будут слишком узкие проходы, ненадежно расставленные товары, скользкий пол и т.п. Единственное, что могут сделать в такой ситуации работники магазина – подать в суд, но вряд ли кто-то станет делать это из-за разбитой бутылки или банки.

Травма, полученная в магазине

Ответственность за безопасность при совершении покупок лежит на администрации магазина. Согласно ст. 1064 ГК РФ, если покупатель получил травму по ее вине (например, поскользнулся на скользком полу и сломал ногу, или на него упал товар и нанес травму), то покупатель может через суд потребовать возмещение нанесенного вреда. При подаче искового заявления необходимо будет доказать не только сам факт получения травмы, но и то, что она была вызвана необеспечением безопасности сотрудниками магазина. Магазин также будет обязан возместить потерпевшему как судебные издержки, так и стоимость юридических услуг. Хотя процесс может оказаться довольно длительным, однако в последнее время случаев такого возмещения все больше.
magaz2