Учимся запоминать без зубрежки



Когда нужно что-то запомнить, каждый человек прибегает к привычным для него методикам: к зубрежке, к переписыванию текстов с оригинала, к подготовке шпаргалок и даже к ассоциациям. Однако существует более простой способ, не требующий усилий воли и много времени.

Пересказать — значит, запомнить

На основании исследований, проведенных сотрудниками Бэйлорского университета (США) именно пересказ увиденного либо прочитанного является самой эффективной технологией для запоминания.

Для своего эксперимента университет пригласил 60 человек, разбив их на 3 группы равные по численности. Всем испытуемым было по 21 году. В течение 30 минут им транслировали из 40 фильмов отрывки, каждый продолжительностью 24 секунды. Для исследования использовались малоизвестные киноленты иностранных студий. Кроме того, чтобы еще более затруднить процесс запоминания, брались только те сцены из фильмов, которые показывали ничем не примечательные процессы: семейный обед, игру детей в парке и иные подобные кадры.

Затем после показа исследователи предложили своим подопечным ответить на ряд вопросов. Причем между кинопросмотрами и самими опросами делалась пауза, которая могла длиться по-разному: от всего нескольких минут до целой недели.

Цель данного эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, насколько хорошо испытуемые запомнили сами отрывки из фильмов и их детали: звуки, жесты, реакцию на слова или действия, краски и многое иное. В итоге, опираясь на полученные в ходе опросов результаты, исследователи пришли к очень интересным выводам.

Что выяснили специалисты?

Анализируя данные всех опросов, ученые выяснили следующее:

  • увеличение промежутка между просмотром и последующим анкетированием привело к тому, что участники эксперимента из 1-й группы быстро забыли детали и сюжеты. Причем детали из памяти у них уходили быстрее, чем главная тема отрывка;
  • второй группе испытуемых дали небольшие подсказки — часть кадра, начальные титры и иные подобные мелочи. Это помогло им более точно воспроизвести детали, но участники группы №2 о самом сюжете каждого отрывка вспомнили почти так же мало, как и представители группы №1;
  • третья группа подопытных справилась с заданием лучше всех, потому что их сразу после показа заставили пересказать все увиденные на экране истории. В итоге они по истечении длительного времени смогли снова подробно передать содержание отрывков.

Опираясь на эти результаты, исследователи рекомендуют:

  • сразу же пересказать то, что было увидено или прочитано;
  • составить в дополнение небольшой перечень вопросов по увиденному либо прочитанному материалу и чуть позже ответить на них;
  • стараться в процессе ответа на вопросы вспоминать как можно больше деталей.

И не беда, если не все мелочи мозг сможет воспроизвести. Самое главное, он научится трудиться. А уже через некоторое время такой тренировки вы сможете легко и быстро запоминать и детали, и суть.