Как речевые шаблоны помогают в общении



Речевые шаблоны могут оказать существенную помощь для начала и поддержания беседы.

Как начать разговор

 

Не стоит оригинальничать, лучше начать с простого: «Привет! Как дела?» или «Доброе утро!». Если вы еще незнакомы с человеком, например, с новым сотрудником, следует сразу представиться: «Привет, меня зовут Сережа, я работаю здесь…». Такие стартовые фразы достаточно универсальны для начала разговора и вызовут позитивную реакцию.

 

Такую же позитивную реакцию в сфере обслуживания вызовут и фразы типа: «Что у вас здесь самое вкусненькое?» или «Как у вас хорошо пахнет кофе!», произнесенные с улыбкой. Поможет и какое-нибудь шутливое замечание: «Ого, я вижу, клиентов у вас все прибавляется!». Не стоит задавать серьезные вопросы, особенно если за вами стоит очередь или официантам приходится быстро обслуживать большое количество посетителей.

 

Как присоединиться к разговору

 

Если вы оказываетесь среди большого количества незнакомых людей, например, на вечеринке или на деловом мероприятии, где предполагается неформальное общение, не стоит замыкаться в себе – лучше присоединиться к разговору, воспользовавшись одним из этих вариантов:

  • «Извините, я нечаянно услышал, как вы сказали…» — и дальше высказываете что-то по возможности умное или остроумное. В таком вмешательстве нет ничего предосудительного, если это, конечно, не беседа боссов.

 

  • «Извините, мне не совсем ясно, что вы имели в виду?». Возможно, и другие этого тоже не поняли, но не решаются спросить, и тогда вы будете выглядеть как любопытный новичок, а не тупой собеседник. К тому же говоривший почувствует свое превосходство благодаря вашему вопросу и, как следствие, симпатию к вам.

 

  • «Простите, я тоже этим занимаюсь, но ваше мнение очень оригинальное, я такого еще не слышал». Подобный комплимент – прекрасный повод для продолжения беседы, так как демонстрирует ваш интерес к собеседнику.

 

Таким образом, уместное замечание, правильно сформулированный вопрос или завуалированный комплимент позволят вам присоединиться к разговору даже незнакомых людей.

 

Как удержать внимание собеседника

 

Чтобы удержать внимание собеседника при деловом общении, избегайте трех ошибок:

  • Не говорите слишком часто о самом себе.
  • Не превращайте беседу в допрос, задавая слишком много вопросов.
  • Старайтесь по возможности не касаться личных тем.

 

В то же время собеседник должен почувствовать, что вы испытываете к нему интерес, и здесь помогут вопросы такого типа:

  • «Почему вы выбрали для работы именно эту компанию (сферу, отрасль)?»
  • «Вы, как я вижу, имеете богатый опыт работы. Что для вас стало наиболее полезным?»
  • «А что вам больше всего нравится в компании (сфере, отрасли)?»

 

Эти достаточно безобидные вопросы побуждают собеседника поговорить о себе, любимом, а кто же от этого откажется? Да и вас будут воспринимать как приятного собеседника, особенно если вы выскажете свое мнение, а не будете отделываться короткими репликами «Ну надо же!», «Вот это да!» и т.п. Вы тоже можете вносить свой вклад в беседу, увязывая свои высказывания с тем, что говорил ваш собеседник.

 

Как видим, освоение базовых навыков общения – не такое сложное дело. Они обязательно понадобятся, ведь вы можете оказаться в самых разных ситуациях общения, где главное – найти правильный тон, чтобы произвести на собеседников впечатление приятного, воспитанного и неглупого человека. Отбросьте излишнюю стеснительность, ведь вам наверняка есть что сказать, но и не забывайте об умении слушать и адекватно реагировать на сказанное.