Статистические данные о людях, которым удалось выжить в авиационных, железнодорожных и автотранспортных катастрофах, свидетельствуют, что многое зависит от места, занимаемого пассажиром.
Обычно, когда мы выбираем себе место в городском транспорте или покупаем билеты на поезд, мы думаем в первую очередь о своем комфорте, а не о безопасности. Нередко у вокзальных касс можно услышать: «Дайте мне, пожалуйста, билет в первый вагон, чтобы далеко не ходить» или «Мне у окошка!». А ведь, как показывает статистика, это как раз самые небезопасные места.
Давайте рассмотрим, какие места лучше всего выбирать в различных видах транспорта.
Маршрутка
Маршрутки – пожалуй, самый популярный после метро вид транспорта. Юркие, проходящие где угодно, а по стоимости практически такие же, как автобусы, они колесят по нашим городам. К сожалению, многочисленные проверки показали, что водители маршруток далеко не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к водителям городского транспорта. Но дело не только в водителях – сами машины типа «Газель» приобрели репутацию одного из наиболее опасных видов общественного транспорта.
Какие места в маршрутке наиболее безопасны?
- Место по ходу движения спиной к водителю. В случае резкого торможения всех пассажиров выбросит с их сидений вперед, а вас всего лишь вожмет в спинку. Правда, такие места есть не во всех моделях маршруток, но если они есть, постарайтесь сесть на местах прямо за спиной водителя. Как показали исследования, при угрозе аварии водитель всегда инстинктивно выкручивает руль, чтобы его сторона пострадала как можно меньше.
- Довольно безопасны места в центре салона, в отдалении от окон.
- Самые опасные места в маршрутке – рядом с водителем и сзади. В первом случае велика опасность погибнуть или получить серьезную травму при лобовом столкновении, а во втором — если кто-то влетит в заднюю часть маршрутки.
Автобус
Автобусы бывают городские и междугородние, но риск попасть в аварию, вероятно, все-таки выше у междугородних: они едут на более высокой скорости, зимой – по скользкой трассе с сугробами вокруг дороги, так что и свернуть некуда, если нарушитель ПДД выедет на встречную полосу. Поэтому в междугородних автобусах особенно важно выбрать максимально безопасное место.
- Старайтесь избегать мест на первых и последних трех рядах – при столкновении вы можете просто вылететь через лобовое стекло или же вас сплющит сзади.
- Никогда не садитесь у окна: при аварии разбившимся стеклом вам изрежет лицо и руки, а если перережет сонную артерию, то вряд ли вы доживете до приезда «скорой помощи».
- Самые безопасные места – в правом ряду по ходу движения в центре салона и в проходе, так как они больше всего удалены от встречного транспорта и меньше подвергаются риску при столкновении.
Поезд
Железнодорожные аварии происходят по самым разным причинам: транспорт, застрявший на железнодорожных переездах; столкновение встречных поездов (случается довольно редко), сход горных лавин или селевых потоков и пр. Из-за разнообразия причин статистика железнодорожных катастроф вряд ли подскажет, какие места самые безопасные, так что будем руководствоваться логикой.
Лучше всего выбирать выгон в центре состава, а не первый и не последний. Купе тоже желательно выбирать в центре вагона, то есть пятое или шестое. Хотя большинство людей предпочитает места у окна, чтобы можно было по ходу поезда смотреть в окошко, более безопасны как раз противоположные места: при резком торможении состава вас вдавит в перегородку, а вот пассажир с противоположной полки, скорее всего, упадет в силу инерции.
Самолет
Чаще всего авиакатастрофы происходят при взлете и посадке, и значительное число погибших в них гибнет, задохнувшись угарным газом при возникшем на борту пожаре. Поэтому лучший способ спасти свою жизнь – как можно быстрее выбраться из салона, чтобы не надышаться угарным газом и не погибнуть от огня.
Управления гражданской авиации Великобритании провело исследование на эту тему, и выяснилось, что легче всего выбраться из самолета тем, чьи места находятся в пяти рядах кресел рядом с аварийным выходом. Из тех, кто сидел у окна, выживало 58%, а у прохода – 65%, так что место у прохода более безопасно.
По поводу самой безопасной при аварии части самолета эксперты никак не могут прийти к единому мнению. Согласно британским данным, более безопасной является передняя часть самолета: 65% выживших при аварии, а в хвостовой части – только 53%.
Однако Национальный совет по безопасности на транспорте США приводит противоположные данные: из занимавших места в хвостовой части самолета выживает 69%, над крылом – 56%, а вот впереди, где обычно места бизнес-класса, — лишь 49%.
Оценить безопасность места над крылом сложно. С одной стороны, в больших самолетах именно здесь имеется сразу два выхода, так что попасть к ним удастся быстрее. Но с другой стороны, как раз над крылом или рядом с ним обычно находятся топливные баки, которые при авиакатастрофе могут загореться.