2Правило первое: благодарность
Прежде чем переходить к сути беседы, поблагодарите собеседника за уделенное вам лично время. Именно оно наиболее ценно в нашей жизни. Уважать его следует превыше всего. Выразите признание и за вклад, внесенный или вносимый человеком в вашу деятельность. Даже скромная похвала окажется стартом для выстраивания отличных отношений с собеседником.
Правило второе: не забывайте про связь
Работайте над развитием взаимосвязи. Важно отыскать точки пересечений и соприкосновений. Это могут быть хобби, путешествия, спорт, даже банальная погода. Лучше не затрагивать такие спорные вещи, как религия или политика. Проявите интерес к тем проектам, делам и затеям собеседника, что особенно важны в его жизни. Ощущение личной взаимосвязи ведет к большей восприимчивости.
Правило третье: будьте на плюсе
Все вопросы с замечаниями должны быть по возможности конструктивными. Собеседника нужно как можно больше хвалить. Всегда можно найти положительные моменты, которые стоят выделения. Вам не нужна ситуация, в которой собеседник принимает позицию обороны – предотвращайте ее. Так вы спасете беседу, направив ее в сторону плодотворности.
Правило четвертое: тональность важна
Конечно, собственную точку зрения излагать нужно с напором. Но очень важно, чтобы он не превратился в агрессию. Никаких намеков, только прямота и уверенность. Не менее важны спокойствие и готовность к сотрудничеству.
Правило пятое: поймите, к чему вы стремитесь
Очень важно, к какому результату вы ведете. Четко поставьте перед собой задачу: совет другу, разделение знаний, компромисс, решение, согласие и так далее. Ход диалога напрямую зависит от желаемой цели.
Правило шестое: активность при выслушивании
Важно установить контакт на визуальном уровне. Собеседника важно не только уважать, но и не прерывать. Этого никто не любит. А значит, подобному этикету следовать нужно всем. Стремитесь к пониманию позиции оппонента. Разум должен быть открытым ко всему. В разговоре и общении вообще очень полезно уметь оценивать самые разнообразные взгляды.
Правило седьмое: отмечайте сигнализацию на невербальном уровне
Язык тела обоих собеседников очень важен – следите за ним. Любая закрытая поза может сигнализировать о противопоставлении или обороне. Человек шаркает, ерзает, блуждает глазами? Вероятно, он раздражен или нетерпелив. Вздыхает, зевает? Ему скучно или, может, он просто устал. Все это может означать, что неуспех переговоров весьма вероятен.
Правило восьмое: обратная связь
Очень важно осознание того, что собеседник четко понимает, что именно вы пытаетесь до него донести. Как часто, полагая, что царит полное согласие, мы лишь усугубляем недоразумения. Любые мысли, идеи и взгляды нужно приветствовать. Так вы не только получите важные данные, но и продемонстрируете собеседнику ценность его мнения для вас.
Правило девятое: определение дальнейших действий
Важно договориться о действиях, которые планируется далее предпринять. Четко оговорите сроки, ответственности и отчеты. По возможности, запишите все, о чем договорились. Устные соглашения неясны и склонны забываться. То, что подписано – наоборот, более понятно и прозрачно.
Но самое главное: оставаться неизменно на позитиве. Побольше и поискреннее благодарите. Только так вы станете отличным собеседником.