Наша жизнь постоянно связана с приобретением необходимых товаров и услуг. В поисках нужных нам вещей мы проводим многие часы в магазинах, на рынках, интернет-распродажах. И, конечно же, покупка новой вещи не только восполняет наши непосредственные нужды, но и вызывает разнообразные эмоции: от радости до разочарования. Этому способствуют многие факторы: потребность в покупке, долгий поиск данного товара и, конечно же, цена товара. Причем стоимость товара и моральное удовлетворение от покупки данного товара прямо пропорциональны: чем меньше цена, тем больше радости этот факт приносит.
Все мы любим скидки, распродажи, уценки и т.п. И даже небольшая уступка в цене может заметно улучшить настроение. Но почему же мы часто стесняемся попросить скидку на интересующий нас товар? Боимся отказа? Не хотим попасть в унизительную ситуацию? Не знаем, как это правильно сделать?
Мы хотим рассказать вам о нескольких правилах торговли, которые позволят вам в дальнейшем при совершении очередной покупки попросить о скидке, не ущемив при этом свое эго и не нажив врагов.
1. Не бойтесь спрашивать о скидке
В данном случае хочется привести пример из жизни. На рынке мужчина покупал овощи. Расплатился и стал укладывать покупку в сумку. В этот же момент подошел следующий покупатель со словами: «А скидочку не сделаете?». И продавец охотно согласился. Тут первый покупатель с возмущением заметил: «А почему Вы мне не сделали скидку?». На что продавец спокойно ответил: «А Вы и не просили».
Иногда о снижении цены надо только попросить или спросить, если просить для вас дискомфортно. И не бойтесь спрашивать. Все что вы проиграете – это только скидку и купите товар по обычно цене.
2. Найдите главного
Иногда для того, чтобы действительно получить скидку, надо знать, к кому обратиться, кто уполномочен принять такое решение. Ведь зачастую продавцы в магазинах не наделены таким правом. Но заручится поддержкой продавца все же стоит. Продавец может не только провести вас к боссу, но и правильно подвести к разговору с ним о скидке. Поэтому покажите вашу заинтересованность в товаре, скажите продавцу, что он вас очень выручит, если посодействует в получении скидки, и вы готовы написать положительный отзыв о его работе, а также рекомендовать всем знакомым эту компанию. Сделайте так, чтобы у продавца появилась причина помочь вам.
3. Дайте право на отказ
Бывает, что нам отказывают в скидке. Но не всегда такой отказ вызван объективными причинами. Продавцы тоже люди, и ими тоже могут руководить эмоции. Возможно, это мы неправильно спросили? Надменным, самоуверенным или безапелляционным тоном? Продавец просто может встать в защитную позицию.
Но мы же не пришли сюда меряться силой мускулов или интеллекта, мы пришли сюда купить товар и, желательно, со скидкой.
Поэтому необходимо, прежде всего, обратиться к продавцу как к собеседнику, чье мнение для вас важно. Но самое главное – вы должны дать ему право на отказ. Да, да – отказ. Человек, если он знает, что может отказать, становится более спокойным, расслабленным. Дайте ему возможность отказать вам, тогда ему проще будет согласиться. Вы просто должны как бы войти в его положение, сказав, что понимаете, как невыгодно ему давать вам скидку, и вы поймете его решение. Но, напоследок, добавьте, что он очень бы вас выручил, если бы снизил цену. Причем можно усилить эффект – сказать это, уходя. Отсюда следует следующее правило:
4. Не стоит показывать нужду
Если вы при виде нужного товара бросаетесь к нему с горящим взглядом и со словами: «Ну, наконец-то! Я столько магазинов обошел и нигде не мог найти его!» — не ждите, что продавец также будет гореть желанием уступить вам в цене. Опытный продавец сразу понимает, как нужен вам этот товар, и вы все равно согласитесь приобрести его по полной цене.
Поэтому никогда не демонстрируйте нужду, потребность в чем-то. Лучше переведите все внимание на цену в разрезе: «Ой, классный товар, но цена!» или «Спасибо, но хотелось бы узнать цены и в других магазинах, может там немного дешевле?». Необходимо показать, что крайней нужды нет, и вы можете еще подумать, побродить, поискать. А потому – не бойтесь разворачиваться со словами, что вы готовы подумать. Можете оставить свои контактные данные. Поверьте, если магазин заинтересован в продаже – они сделают все, чтобы связаться с вами.
5. Будьте гибкими – сохраните отношения
Продавец, стоящий по ту сторону прилавка, такой же человек как вы, со своим характером, привычками, настроением. Плюс ко всему над ним висят еще и производственные обязанности, которые он должен выполнять вне зависимости от того, есть у него сегодня желание это делать или нет. Но у него есть товар, который вам нужен, а потому заполучать врага в виде несговорчивого продавца совсем не входит в ваши планы. Не соревнуйтесь с ним, а сделайте его вашим собеседником, помощником, дайте ему почувствовать важность своего положения, свободу выбора и желание помочь вам.
Итак, давайте подытожим все вышесказанное.
1. Для того чтобы получить скидку, стоит хотя бы попросить о ней.
2. Торговаться о скидке стоит с тем, кто может ее дать.
3. Позвольте продавцу отказать вам, и тогда он скорее согласится.
4. Не стоит показывать нужду, иначе этим могут воспользоваться.
5. Дорожите отношениями. Не перегибайте палку, чтобы не обзавестись врагами.