У Джека Шафера (Jack Schafer), ныне профессора психологии, за плечами долгий опыт работы в качестве спецагента ФБР, однако в отличие от Джеймса Бонда он действовал другим оружием – методом личного обаяния. По мнению Шафера, научиться располагать к себе людей не так сложно, нужно лишь заставить их почувствовать себя на высоте. Вот какими способами это можно сделать:
Дайте им исправить вашу ошибку
Этот метод безотказно срабатывает с любым человеком или коллективом. Так, Джек Шафер признается, что, начиная читать лекции новому курсу студентов, он специально делает ошибку в каком-то слове, давая студентом возможность его исправить, и благодарит их за это.
Тем самым он убивает сразу трех зайцев:
- студенты чувствуют себя более уверенно;
- они более свободны в общении с преподавателем и не боятся сами делать ошибки;
- они испытывают к преподавателю больше уважения за его справедливость (признал свою ошибку и не одернул указавшего на нее).
Воспользовавшись таким приемом, легко расположить к себе любого человека. Сделайте ошибку в чем-то, что относится к сфере его интересов, и он станет испытывать к вам симпатию за то, что вы с благодарностью восприняли его замечание, а значит, считаете его вполне авторитетным.
Передайте похвалу от третьего лица
«Извините, что я вас отвлекаю, но ваш начальник сказал, что вы разбираетесь в этом лучше всех!»
«А вы принесете свой фирменный пирог на 23 февраля? Я в прошлый раз был в командировке, но все его так хвалили!»
«Я вижу, ваши коллеги правы: вы не просто красивая женщина, но и блестящий специалист! Помогите мне, пожалуйста, решить эту проблему».
Согласитесь, что после такого вступления любой растает и станет считать вас очень милым и симпатичным человеком. А вот если бы вы сделали обычный комплимент, это прозвучало бы просто как грубая лесть, вызвало у собеседника чувство дискомфорта и не дало бы желаемого эффекта.
Будьте на одной волне
Быть на одной волне значит сочувствовать человеку, выражать свой неподдельный интерес к нему и к тому, что он говорит, а что может быть более подкупающим! В конце концов, каждого человека больше всего интересует он сам, и это вполне естественно.
Порой достаточно сказать: «Да, вижу, у вас был непростой день, но вы же с этим справились, правда?». Тогда собеседник почувствует, что вы не просто прислушались к его словам, но и разделяете его чувства. Мы привыкли воспринимать слово «сочувствие» как выражение соболезнования, но если вдуматься, то «сочувствовать» означает испытывать те же эмоции и так же относиться к происходящему, как и ваш собеседник. Тем самым вы подкрепляете его позиции и становитесь в его глазах единомышленником. Однако тут важно не перегнуть палку и не повторять механически его слова – это будет выглядеть неискренне.
Сделайте так, чтобы он сам себя похвалил
Порой обычный комплимент бывает сложно отличить от лести, к которой многие относятся негативно. Нужно, чтобы собеседник воспринял его как справедливую оценку своих заслуг, а для этого он должен сам себя похвалить. Здесь важно ненавязчиво подвести его к этой мысли. Предположим, он рассказывает, сколько сил отдал реализации некоего проекта. Задайте пару наводящих вопросов, чтобы потом с полным правом выразить восхищение его упорством и высокой квалификацией.
В такой ситуации даже самый скромный человек признает, что эти качества помогли ему в работе. Такая «самопохвала» не только повысит его самооценку, заставит почувствовать свою значимость, но и вызовет симпатию к вам – человеку, который дал ему возможность это осознать. В дальнейшем вы будете ассоциироваться у него с приятными эмоциями и восприниматься как понимающий и симпатичный человек.
Попросите об одолжении
Об этом трюке, который он проделал как-то в молодые годы, рассказал сам автор, и с тех пор он известен как эффект Бенджамина Франклина. Он выразил это так: «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы помогли сами».
История была такая. У Франклина был соперник-законодатель, относившийся к нему крайне враждебно. Тогда Франклин, узнав об одной очень редкой и интересной книге, которая была у того в библиотеке, послал ему записку с просьбой дать ее почитать, и сразу же получил книгу. Через неделю он отослал ее обратно, выразив в записке горячую благодарность за услугу. После этого отношение соперника в корне изменилось: он не просто стал любезно с ним разговаривать, но и постоянно предлагал свои услуги, и в итоге было соперничество переросло в крепкую дружбу.
Как видите, все достаточно просто, но не стоит и перебарщивать, обращаясь с просьбой о таких вещах, которые вполне можно уладить и другим путем. Доброе дело – оказанная вам услуга поднимает человека в его собственных глазах, повышает самооценку, а вы как объект этого доброго дела вызываете симпатию и дружеское расположение.