Онлайн-микрозаймы становятся всё популярнее, доступность круглосуточных срочных моментальных кредитов на банковские карты привлекает многих потенциальных заёмщиков, и многочисленные МФО, предоставляющие свои услуги онлайн, не страдают отсутствием клиентов.
Но есть и обратная сторона этой медали, как для клиентов, так и для банкиров: существует реальный риск попасть в сети мошенников, облюбовавших этот сегмент банковской индустрии.
Вот несколько «кредитных историй», в которые действующие лица были втянуты мошенническими схемами и понятия не имели о том, в какие финансовые капканы их затянули преступники:
- Житель Подмосковья Санжар рассказал, что ему в конце июня позвонили из отдела взыскания ООО «МКК Метрокредит» (бывший «Метрофинанс») и спросили, когда он планирует оплатить задолженность по кредиту. Звонивший «напомнил» Санжару, что тот якобы 3 мая взял 12 тыс. рублей под 547% годовых. Просто удивление сменилось недоумением и тревогой, когда он узнал, что кредит был оформлен по его паспорту, и у этой организации имеется фотография, где он держит паспорт в руке на уровне лица. В возбуждении уголовного дела ему отказали, так как посчитали пострадавшей стороной микрофинансовую организацию. «Метрокредит» также не прояснил ситуацию, как в его распоряжении оказалось селфи с паспортом. Остаётся предположить, что мошенники могли воспользоваться данными из сервисов каршеринга, где Санжар действительно делал селфи при регистрации в этой организации, или в его паспорте мошенники переклеили фотографию. У Санжара оказались «братья по несчастью», которые тоже утверждают, что за займом в «Метрокредит» не обращались. Но они не были связаны с каршерингом. Для прояснения ситуации они объединились в чат.
- Пользователь под ником shadow14 тоже не может добиться от «Метрокредита», уже передавшего его долг коллекторскому агентству, документов, подтверждающих, что именно ему был предоставлен заем. В процессе собственного расследования shadow14 выяснил, что мошенники от его имени подавали заявку на кредит не только в «Метрофинанс», а в «еКапусте» ему предоставили загруженное в анкету фото, на котором был запечатлён совершенно другой человек.
- А пользователь с ником kmvbad обнаружил, что от его имени поданы заявки на кредиты в 13 МФО, и только одна из них перезвонила для уточнения информации, что позволило вовремя вскрыть угрозу мошенничества.
Для того, чтобы мошеннические схемы получения кредита на третье лицо не сработали, необходима чёткая работа службы безопасности по проверке потенциального клиента. Чаще всего пострадавшей стороной оказывается сама МФО, ведь клиент, который долг не брал, приложит все усилия, чтобы доказать это. Правда, стоит это и нервов, и даже материальных издержек в процессе доказывания своей правоты.
Вот как следует действовать попавшему в «кредитную историю» непричастному к ней гражданину:
- написать заявление в полицию о манипуляциях со своими документами;
- подать запрос в МФО с требованием предоставить документы по займу;
- подать запрос в банк на получение справки-выписки об отсутствии у него банковского счёта или карты, на который переведен микрозаем;
- собранные документы предъявить в саму МФО. Если данных достаточно, вопрос о снятии кредита может быть решён на месте;
- в случае, если дело дойдёт до суда, весомым аргументом будет тот факт, что номер телефона, с помощью которого был оформлен кредит, ему не принадлежал.
Как не стать жертвой кредитных мошенников
Мир совершенствуется, информационное пространство цифровизируется, и мошеннические схемы тоже переходят на новый уровень, так что бдительность вынужденно становится одной из самых актуальных черт натуры человека. Чтобы не попасть в неприятную кредитную ситуацию, следует придерживаться таких предусмотрительных мер:
- систематически проверять кредитную историю в БКИ (бюро кредитных историй);
- не пользоваться (кроме случаев острой необходимости) сервисами, требующими фото с паспортом;
- не допускать утечки своих персональных данных, не терять документы, особенно паспорт.
Для МФО возможности предотвратить мошеннические схемы более реальные:
- проверять паспортные данные потенциального заемщика в БКИ и сервисах ГУ МВД по вопросам миграции;
- соотносить фамилию и имя подавшего заявку на кредит с указанными на банковской карте фамилией и именем получателя средств;
- задавать быстрые контрольные вопросы, связанные с личными данными потенциального заемщика, и требовать фотографии или видео человека с паспортом.
Несмотря на рекомендуемые и соблюдаемые меры предосторожности со стороны МФО и потенциальных клиентов, мошенникам всё же нередко удаётся воплотить в жизнь свои коварные планы.
На ситуацию пытаются повлиять законодатели. 24 июля Госдума в третьем чтении приняла закон, по которому МФО получают право использовать государственные базы данных для идентификации клиентов самостоятельно или делегировать такие проверки кредитным организациям, что, безусловно, снизит риск срабатывания мошеннических схем.