Если вас спросят, что вы ели на завтрак в прошлый четверг, вы вряд ли вспомните. У вас много воспоминаний о завтраках, о четвергах, причём более новые «заслоняют» собой предыдущие. Или, например, вы поменяли пин-код кредитной карты. Пройдёт совсем немного времени – и вы не вспомните прежнюю комбинацию. Её место займёт новая. Через некоторое время вы не сможете вспомнить старую комбинацию: новая попросту вытеснит её из головы. И такие «замещения» происходят постоянно по многим направлениям: с навыками, фактами, датами. В науке это называется ретроактивной интерференцией.
Воспоминания искажают друг друга
Долгосрочная память накопляет информацию, которой со временем оказывается многовато, и память начинает вытеснять что-то из прежних «запасов», что кажется ей неважным, особенно если такие воспоминания из ряда однотипных, похожих друг на друга. Например, вы каждый день добираетесь на работу одной дорогой, поэтому подробности о каждой отдельной поездке размываются. Вчерашняя ещё хранится в памяти, а подробности недельной поездки, если тогда не случилось чего-то особенного, вы уже вряд ли вспомните. Это и есть ретроактивная интерференция.
При кажущейся ущербности этого явления как раз всё наоборот. Для хорошей работы нашего мышления, для его нормального функционирования жизненно необходима способность забывать информацию, иначе наша память была бы перегружена данными, что приводило бы к перенапряжениям, стрессам, а то и к психическим расстройствам. Таким образом, интерференция становится действенным защитным механизмом для мозга и памяти в частности.
Из-за этого мы забываем то, что узнали раньше
В 1931 году психологи из Meaningful Relation and Retroactive Inhibition провели эксперимент со списками слов. Сначала участников просили запомнить ряд двусложных прилагательных. Поделив участников на три группы, через какое-то время им выдали три других списка: первой группе – очень похожий на начальный вариант; другой – с большими отличиями от него, а третьей – бессмысленный набор даже не слов, а слогов.
Оказалось, что чем больше элементы похожи, тем больше они путаются в памяти. А если второй перечень отличается от оригинального, то при попытке вспомнить нужные слова возникает меньше проблем.
Что интересно, эффект сильнее у тех, кто быстрее запоминает информацию. Допустим, вы в совершенстве знаете один иностранный язык, а совсем недавно начали учить другой. Вы хотите поговорить с другом на хорошо знакомом вам языке, но в голове стучат уже усвоенные отрывки знаний по языку, что только начали учить. У вас проявляется сплошная путаница в голове. Слова и правила из двух языков перемешались друг с другом. Со временем, конечно, всё станет на свои места, но на первом этапе придётся считаться с такой особенностью памяти.
С этим можно и нужно бороться
Чтобы информация лучше запомнилась, она должна иметь эффект яркой вспышки. Сопроводите свои впечатления сопутствующими ассоциациями в виде песенки или стишка. И такая информация, как в конфетной обёртке, не перепутается с другими похожими, с помощью такого «фантика» потом её легче будет извлечь из памяти.
И вроде бы навязшая в зубах, но всё же несокрушимая истина: «Повторение – мать учения» поможет вам добиться определённых успехов в развитии памяти. Регулярно повторяйте изученное. Причём даже тогда, когда навык уже достаточно хорошо усвоен. Тренинг для памяти должен быть постоянным. Репетиции и тренировки, упражнения для запоминания будут откладывать информацию в кладовые памяти, чтобы сделать её долгосрочной.