Развиваем креативность речи и мышления. 9 упражнений для Вас



Далеко не каждому удаётся родиться «со свирелью во рту», а не «с кашей». Но поставив перед собой чёткую цель – говорить красиво – любой может «отшлифовать» свою речь.

Как стать оратором и отличным собеседником

Вы хотите стать интересным собеседником, на которого обращены все взоры в интересной компании, где ценят образность мышления и меткое слово? Эти упражнения приблизят Вас к славе златоуста, чья речь ярка и образна, а дар отлично вести дискуссию сделает Вас интересным собеседником и душой компании.

Главное –  не лениться и уделять немного времени предложенным нами упражнениям, и тогда вероятность того, что Вы добьетесь поставленных целей гораздо быстрей, особенно если будете активно расширять свой кругозор и круг чтения, достаточно велика.

 

Упражнение №1 «Правка текста»

Убедитесь в том, как отлично помогает расширить словарный запас следующее упражнение. Берёте любой текст (отрывок из художественного произведения, журнальную статью, критическую заметку), зачёркиваете в произвольном порядке в каждом предложении по 1-2 слова. А затем выразительно читаете вслух текст, на ходу заменяя зачёркнутые слова синонимами, подходящими по смыслу, стараясь, чтобы они были ярче, сочнее, креативнее тех, что были в тексте первоначально.

Для обретения навыка Вам предлагается заполнить пробелы в следующем тексте. Это абзац из книги Дэна Брауна «Инферно». Не отчаивайтесь, если поначалу вам задание покажется сложным: навык будет развиваться, и Вам с каждым разом выполнить это задание будет проще.

«Микеланджеловский «Давид» ***** Лэнгдона с первой встречи. Когда-то, еще *****, он зашел в Академию изящных искусств, медленно ***** вдоль угрюмой шеренги незаконченных микеланджеловских «Рабов» и вдруг *****, как его взгляд невольно и ***** поднимается, притянутый этим ***** высотой в пять с лишним метров. Грандиозность и рельефная ***** Давида поражали почти всех, кто видел этого ***** героя впервые, однако на Лэнгдона произвела ***** впечатление его ***** поза: воспользовавшись классическим приемом под названием «контрапост», Микеланджело ***** иллюзию, что Давид, чуть наклонившийся вправо, практически не опирается на свою левую ногу, тогда как ***** она поддерживала собой целые тонны мрамора.»

 

Упражнение №2 «Выступление на тему»

Выберите любую тему, конечно же, лучше такую, которая Вам хорошо знакома, и в течение 3-5 минут говорите исключительно на эту тему.

Говорить нужно связно, уверенно, без заминок, избегая слов-паразитов.

Это упражнение стимулирует мозг на более быструю работу. И если поначалу Вам даже 2 предложения дадутся с трудом, но дальше и течение мысли, и логика сказанного будут становиться стройнее.

Когда в вашем монологе не будет заминок, пробелов для поиска нужных слов и явных несуразностей, можно будет поставить себе это задание в зачёт.

 

Упражнение №3 «В соавторстве с Далем»

Ещё немного пофантазируем: Вам предложили стать соавтором создателя толкового словаря. Посмотрите, как оформлял словарные статьи Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Постарайтесь дать предельно точное и подробное определение выбранного Вами для толкования слова. Начинайте с простых примеров, конкретных понятий, потом постепенно Вам по плечу окажется и работа над понятиями абстрактными.  Пусть ваш развёрнутый ответ даст исчерпывающую характеристику анализируемого слова.

Например, дайте понятия лексического значения для слов креативность, риторика, мороженое, влияние.

 

Упражнение №4 «Если бы да кабы»

А вот придать Вашей речи креативности поможет рассуждение на самые фантастические и даже фантасмагоричные темы, например:

Что было бы,

  • если бы коровы могли летать?
  • …если бы люди не изобрели колесо?
  • …если бы на Земле не было гравитации?
  • …если бы стены могли говорить?

Отвечая на вопросы, очень важно не строить тезисы кратко и односложно, а постараться развернуть невероятное повествование с немыслимыми доказательствами своей правоты, чтобы кто-то даже поверил в Ваши россказни.

 

Упражнение №5 «Неслучайная пара»

Смысл этого упражнения заключается в том, что Вы, взяв два произвольных слова, пытаетесь в полной мере сравнить и связать их. Затем постарайтесь развить идею для закрепления связи между этими двумя словами.

 

Упражнение №6 «Очепятка»

Для выполнения этого упражнения Вам понадобится деформированный текст. Найдите кого-то, кто «отредактирует» этот текст так, чтобы там было как можно больше опечаток (буквы поменяны местами, пропущена буква или стоит не та буква). Читая вслух текст, Вы должны на ходу увидеть и исправить опечатки, допущенные «редактором».

Потратив минимум времени, Вы сможете исправить большее количество ошибок, при этом развивая свою реакцию.

 

Упражнение №7 «Чудо-юдо»

Задание заключается в умении создавать «абракадабру» и на полном серьёзе о ней повествовать. Для этого упражнения нужно сначала нарисовать, например, несуществующее животное: туловище тигра, уши зайца, хобот слона и хвост лисицы. А затем придумайте и озвучьте рассказ об этом мутанте: как он появился, как ему с такими данными живётся. Это упражнение научит Вас держать интригу в процессе любой полемики.

 

Упражнение №8 «В поисках прилагательных»

Не так просто подобрать определения к существительным, чтобы они характеризовали предмет с разных сторон. Если человек может быстро подобрать такие слова, то он уже не косноязычен. Возьмите, к примеру, слово «камень» и подберите к нему 5 прилагательных,  которые согласуются с ним по смыслу: «большой», «острый». «тяжёлый», «поделочный», краеугольный». Затем найдите 5 прилагательных, которые не могут быть с ними связаны. Например, тот же «камень»: «ясный», «быстрый», «улыбчивый», «меркантильный», «долговременный».

Выполняя упражнение, Вы заметите, что оно развивает умение подбирать выразительные слова для характеристики определённых понятий.

 

Упражнение №9 «Обзови меня тихо по имени»

Хватит ли у Вас фантазии придумать новые названия вместо уже существующих понятий? Например, возьмём слово «вентилятор», его же мы можем назвать «ветродуйка», «обдувалка».  А теперь попробуйте придумать новое название этого предмета. Пусть это будет, например, «электровеер».

Попробуйте выполнять это упражнение хотя бы раз в день, например, когда едете на работу, и очень скоро Вы заметите, что Ваша речь стала креативнее и мыслить Вы стали шире.